
Клим и Екатерина Ворошиловы: ЗАЛОЖНИКИ ЛЕГЕНДЫ
«Железный нарком» был личностью легендарной. Народ Ворошилова любил. Параллельно с обожанием существовало другое отношение – скептическое, насмешливое, а то и откровенно враждебное. Разделявшие такую точку зрения были в меньшинстве – правда, в отличие от легенды, была доступна далеко не всем. Но был человек, который видел и знал все, делил с ним хвалу и хулу, все понимал и все прощал, – его жена. Жизнь свела белошвейку Голду Горбман и бывшего слесаря из шахтерского края Клима Ворошилова в 1909 в ссылке, в Холмогорах. Ей было 22, ему – 28. Клим был большевиком с солидным стажем.
Довольно скоро она приняла его убеждения. И его самого приняла – сразу и навсегда. Голда сменила веру и они обвенчались. Молодые планировали ехать в Донбасс, но уехала Екатерина одна. Вместо трех лет ссылка Ворошилова затянулась на пять. Он вернулся на родину, где его уже почти два года ждала жена. Сразу после Октябрьской революции Клим прибыл в Петроград как делегат Учредительного собрания и остался работать в столице. Но немцы заняли Киев и продвигались к Харькову. Ворошилова направили в Украину. Он сформировал 1-й Луганский партизанский отряд, затем – 5 ю Украинскую армию. Она сражалась отважно, однако уступала противнику численностью, вооружением и военным мастерством. Царицын удержали ценой потери большей части армии. Несмотря на поражение под Царицыном, Белая армия заняла Украину и направилась к Орлу и Туле. Было принято решение срочно сформировать Конную Армию наподобие мамонтовской. Вскоре Первая Конная во главе с Семеном Буденным и Климом Ворошиловым двинулась на Дон и одержала победу над армией генерала Мамонтова, освободив дорогу на юг. Потом были другие походы и другие победы. И хотя Троцкий утверждал, что авторитет Ворошилова создан исключительно путем «тотальной агитации» но думается, что Буденный и Ворошилов завоевали известность благодаря и своим личным качествам. У легендарного Клима Ворошилова и жена должна была «соответствовать». Однако бросаются в глаза отличия автобиографии Екатерины Давидовны из недавно рассекреченного архива маршала от «официальной» ее биографии: названо другое имя, другое место рождения. Неточности, расхождения, умолчания... Они незначительны? Для нас и сейчас – да; но не в те времена и не для жены командарма или маршала. Что именно вынудили Екатерину Давидовну «подкорректировать» в своей биографии?
В январе 1924 года умер Ленин, но борьба за власть и влияние на власть имущих началась намного раньше. Сталин по поводу Ворошилова серьезной тревоги не испытывал. Клим был лидером в четко обозначенных ему рамках, его вполне устраивала полная подчиненность Хозяину, и он нисколько не сомневался в бесконечном его превосходстве. Сталин оказался человеком благодарным: внезапно умершего в 1925 году наркомвоенмора Фрунзе заменил Ворошилов. В 1930-е годы по команде Сталина в стране началась «ворошиловомания». Были переименованы многие города и поселки СССР, появились Ворошиловград, Ворошиловск, Ворошиловка… Пик Ворошилова тоже был, правда, пониже Пика Сталина – по заслугам и честь. Самый молодой из первых маршалов, Михаил Тухачевский, был заместителем Ворошилова. По инициативе Тухачевского в начале 30-х годов было создано 8(!) специализированных военных академий, в том числе академия Генерального штаба. Тухачевский написал более 120 работ, в т.ч. 15 книг. Рядом с таким заместителем отсутствие специального военного образования у наркома обороны становилось заметнее, но в ответ на записку Сталину: «А когда я пойду учиться?» Ворошилов получил ответ: «Никогда».
«Она сразу же поставила его перед собой на пьедестал... Она никогда не сомневалась в правильности его поступков, она не позволяла себе критики в его адрес, она была полностью подчинена ему, его делу и предназначению. За всю жизнь ничто не смогло свернуть ее с этого пути», – много лет спустя говорила невестка Екатерины Давидовны Надежда в разговоре с Ларисой Васильевой, автором «Кремлевских жен»
Сталин не стеснялся намекнуть Климу: я, мол, создал твою легенду, я могу и разрушить ее в одночасье. Он ошибался. Легенда уже вышла из подчинения. Трогать Клима было неразумно: народу нужны герои, народ любит героев, и отнимать их у народа небезопасно. Все, близко знавшие Ворошилова, отзывались о нем как о человеке очень хорошо. И Климент Ефремович, и Екатерина Давидовна много сделали для детдомовских детишек. Однажды по настоянию жены Ворошилов привез из-за границы два вагона детских вещей, и Екатерина Давидовна все это распределила... Но сколько в детских домах было детей «врагов народа», приговор которым подписал нарком Ворошилов?
До самого своего ареста уже обреченный Тухачевский пытался обратиться напрямую к Сталину с просьбой как-то повлиять на ситуацию в армии и заменить наркома-ретрограда. Если бы в этом поединке победил он, пощады не было бы Ворошилову. Те, кто уцелели (или не уцелели) рядом с Ворошиловым, были в большинстве своем ничуть не праведнее его. Можно только догадываться, каким страшным разочарованием было для Ворошилова и начало Отечественной войны, и его собственные неудачи. Это серьезно подорвало его веру в свои силы. На предложение взять на себя командование Волховским фронтом Климент Ефремович ответил отказом, сославшись на то, что Волховский фронт является трудным фронтом, и он не хочет провалиться. Теперь Хозяин уже был вынужден поддерживать созданную некогда по его желанию легенду, и до конца войны пришлось держать Ворошилова в тени. Снятый без лишнего шума с поста наркома после бездарно проведенной Финской кампании в 1940-м, он с осени 1942 года занимал чисто формальный пост главнокомандующего партизанским движением. Это было отстранение, но почетное, и легенда продолжала жить. Народу о стратегических просчетах не все было известно, а седовласый маршал, с риском для жизни поднимающий бойцов в атаку с именным пистолетом в руке, – это лихо. На параде Победы рядом со Сталиным на трибуне Мавзолея стояли и герои Отечественной войны, и легендарные герои войны Гражданской – Буденный и Ворошилов. Смерть Сталина перевела скрытую борьбу за власть в открытую стадию. Ворошилов, как и в молодые годы, не остался в стороне. Он поддержал Хрущева при смещении Берии. Однако курс, взятый Хрущевым, был Ворошилову абсолютно чужд.
Предавать Хозяина, хоть и мертвого, он не хотел, да и слишком многое тогда вышло бы на свет. Вместе с Молотовым, Маленковым и Кагановичем он выступил против разоблачения Сталина. Но когда в июне 1957-го поражение «антипартийной группы» стало очевидным, Ворошилов покаялся и признал ошибки. Супруги были уже не молоды, и Екатерина Давидовна стала собирать архив маршала, делать заметки, писать воспоминания, – для детей и внуков, чтобы не ушла бесследно их с Климентом Ефремовичем жизнь, чтобы помнили, чтобы поняли... Начали готовиться к Золотой свадьбе. Никто из них не думал, что Екатерина Давидовна может уйти первой и оставить его одного. Он был на семь лет старше, но жена, во всем остальном такая правильная, «отошла, не соблюдая зыбких правил бытия» На фотографии конца пятидесятых они рядом – пожилая полная женщина, в лице которой все еще проступают черты молоденькой круглолицей Голды, и совершенно седой Клим Ефремович с доброй стариковской улыбкой. За полвека они, такие разные, стали похожи друг на друга. Две половинки одного целого. Сроднились. Срослись.