Личности 33/2011

Владимир Дмитренко

МИРЫ И ВРЕМЕНА ЛОУРЕНСА АЛЬМА-ТАДЕМЫ

Русоволосый человек со смеющимися глазами одет в щегольской модный костюм, его роскошный дом оборудован всеми удобствами – в полном соответствии с достижениями конца XIX века, а путешествует он в фешенебельном пульмановском вагоне… В этом мире он не просто «свой», он – победитель. Но ему знакома прохлада дворцовых покоев Древнего Рима, ослепительный мрамор только что возведенного Парфенона и голубые дельфиниумы в саду дочери египетского фараона. Это – тоже его мир… И прикосновением кисти к холсту, как взмахом волшебной палочки, он переносит тысячи людей через тысячи лет

Лоуренс Альма Тадема родился 8 января 1836 года в городишке Дронрейп в северной части Гол- ландии. Имя, под которым художник вошел в историю, – Альма-Тадема, он «сочинил» сам, поставив одно из своих имен, доставшееся от крестного, перед фамилией, доставшейся от отца. И таким образом оказался в начале каталогов выставок живописи – фамилии в них располагались в алфавитном порядке. Лоуренс был третьим ребенком своих родителей, но шестым – своего отца, местного нотариуса Питера Йилтеса Тадема (у того уже было три сына от первого брака). Через год семья переехала в соседний городок Лиуварден, а в 1840 году Питер Тадема внезапно скончался, оставив вдову с пятью детьми на руках (старший ее ребенок умер во младенчестве). Семья жила скромно, но не бедствовала. Трех старших братьев отдали в обучение местному художнику, и глядя на братьев, Лоуренс со временем также стал рисовать. Это занятие оказалось для него столь увлекательным, что поступив в гимназию в Лиувардене, он почти все свое свободное время посвящал живописи. Известно, что первыми двумя книгами, которые он купил, будучи гимназистом, стали трактат о живописи Леонардо да Винчи и сборник с дискуссиями о живописи ХVII века. Мать хотела, чтобы Лоуренс пошел по стопам отца и стал юристом, но мальчик видел себя художником и только художником. Нередко он просил разбудить его на рассвете, чтобы успеть хоть немного порисовать, пока не придет время бежать в гимназию. В 1850 году, когда ему было 14 лет, он написал акварелью портрет своей сестры Артжи и представил его на выставке в Лиувардене. Родные, однако, продолжали настаивать, чтобы Лоуренс избрал профессию юриста. Возможно, так бы и вышло, но вскоре у подростка диагностировали туберкулез – болезнь, от которой немногие тогда выздоравливали. Считая себя обреченным, мальчик попросил дать ему возможность провести остаток дней за любимым заняти- ем – живописью.

Родственники смирились и оставили его в покое. Два года спустя, в 16 лет, Альма-Тадема поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Антверпене. В то время доминирующим направле- нием в голландской живописи еще оставался неоклассицизм, но он уже начинал сдавать свои позиции, уступая новому, нарождавшемуся тогда стилю – романтизму. Этому весьма способствовала бурная история Голландии, пережившей многие войны и революции. Подобно другим монархам Европы, голландский король не только любил живопись, но и старался всемерно использовать ее для создания желательных настроений в обществе и укрепления своей власти, поощряя в первую очередь творчество тех художников, которые создавали картины, прямо или иносказательно прославляющие патриотизм. Неудивительно, многие голландские художники обращались к героическим страницам прошлого своей страны. На исторические темы были написаны и некоторые первые работы Лоуренса Альма-Тадемы, но на крупные жанровые произведения он тогда еще не отваживался. Юноша делал наброски, создавал небольшие портреты, в т. ч. и собственный автопортрет, и писал пейзажи голландских городов. Студентом он был не только весьма успевающим, но и весьма веселым и общительным, и умел со всеми наладить хорошие отношения. В 1855 году Лоуренс представил публике свою первую сюжетную картину маслом «Браконьер, возвращающийся домой после охоты», и почти сразу получил заказ от мужа своей тети, человека очень состоятельного, на написание картины «Декларация любви» (она предназначалась в подарок супруге). На полотне следовало изобразить кавалера, преклоняющего колени перед прекрасной дамой. Получить такой заказ было лестно для любого художника, а тем более для художника начинающего. Но эта работа требовала времени, а по правилам академии студент, три недели не посещавший занятия, автоматически исключался без права восстановления. Поразмыслив, Альма-Тадема все же взялся за выполнение заказа, и к следующему году сдал картину заказчику. Но из академии ему пришлось уйти...

 

Полную версию читайте в журнале Личности №33

Полную версию материала читайте в журнале Личности №33/2011

Другие номера издания «Личности»

№ 40/2011
№ 39/2011
№ 38/2011
№ 37/2011
№ 36/2011
№ 35/2011