Личности 1/2006

Вадим Эрлихман

РЫЦАРЬ ШАМБАЛЫ

Николай Константинович Рерих родился в сентябре 1874 года в Петербурге. Отцом его был преуспевающий нотариус со шведскими корнями, матерью – купеческая дочь Мария Калашникова. Как и его братья Владимир и Борис, мальчик вел жизнь обеспеченную и вольготную – учился в лучшей петербургской гимназии, а летом отдыхал в отцовском имении Извара. Говорили, что слово это восточное – «Ишвара» на санскрите означает «Бог». Время шло, Коля вырос и стал талантливым художником, учеником Архипа Куинджи. Как и других «юношей бледных», наполнявших столичные салоны, его сегодня можно было увидеть в православном храме, завтра – на хлыстовском радении, послезавтра – на спиритическом сеансе. Однажды Николай оказался за столом, где роль медиума выполняла молодая девушка с огромными темными глазами и копной медно-рыжих волос. По ее команде рассыпанные по столу буквы сами собой складывались в слова, образуя неясные, но грозные пророчества. Девушка оказалась Еленой Шапошниковой, дальней родственницей маршала Кутузова. В 1901 году молодые обвенчались. Вскоре родились сыновья Юрий (1902) и Святослав (1904). Тогда же к Рериху пришел первый серьезный успех – его полотно «Гонец» было куплено Третьяковской галереей. Мало кто знает, что перед революцией Рерих зарабатывал лучше всех русских художников благодаря моде на славянскую древность. Он прекрасно умел общаться с меценатами – Мамонтовым, Морозовым, Третьяковым, – представая перед ними в образе вдохновенного мудреца, из которого уже не вышел до конца своих дней. В 1919-м художнику удалось перебраться в Лондон, где его взяли в оборот теософы. Владимир Шибаев, ставший секретарем Рериха, поведал ему о поднебесном царстве Агарти или Шамбала, где скрывается разгадка всех тайн мира. Туда и устремился Рерих всей душой. Но сначала нужно было достать денег для долгого и недешевого путешествия. Помогла Елена Ивановна, вошедшая в контакт с духом «великого махатмы Аллал-Минга». Таинственный учитель велел Рерихам ехать в Америку и указал людей, к которым можно обратиться за помощью.

Первая же снежная буря едва не погубила Рериха и его спутников; их спасли низкорослые тибетские лошадки, сумевшие отыскать тропу в снежной круговерти

В рекламном проспекте его выставки говорилось: «Автор этих картин принадлежит к тому легендарному мистическому братству, членами которого были Рембрандт, Бетховен и Бальзак» (имелось в виду масонство). Американцы впечатлились и бросились смотреть на полотна художника, который уверял, что они обладают исцеляющей силой, поскольку «заряжены» гималайскими мудрецами. Главным спонсором Рериха стал биржевой магнат Луис Хорч, мечтавший получить от владык Шамбалы бессмертие.

В августе 1925-го экспедиция – 50 человек на 80 вьючных лошадях – двинулась в путь. Ей предстояло преодолеть семь высокогорных перевалов, перейти по шатким мостам множество горных речек, пробраться через заставы полудиких кочевых племен. Первая же снежная буря едва не погубила Рериха и его спутников; их спасли низкорослые тибетские лошадки, сумевшие отыскать тропу в снежной круговерти. Начались и другие неожиданности. В Ладакхе к экспедиции прибился монгольский лама, который почему-то говорил по-русски и знал некоторых друзей Рериха. «Как глубоко проникающа эта организация лам!» – записывал в дневнике наивный художник. На самом деле «ламой» был агент ГПУ Яков Блюмкин, который планировал при помощи Рериха проникнуть в Тибет, чтобы поднять там революцию.

Гавловский Фед
1 Ноября 2006
Интересная статья. Всем рекомендую прочитать о причудах богатых. Интересно, неужели обладающий неограниченными финансовыми ресурсами, человек начинает чудить так же как Херст? В то же время понимаешь, что есть на свете вещи дороже денег, но без денег их не купишь! Fed®
Беляков Евгений Александрович
20 Июля 2006
Хорошая статья. И правильно, что не разменивается автор на мелкие подробности быта. Но - тем не мене - хотелось бы ощутить своего рода присутствие Федорова (в принципе любого, о ком пишут). Это - множество фотографий, портретов. Ну, предположим, фотографий Федорова нет, но так ведь есть же несколько портретов... С комментариями. Вообще, весь узелочек всего того, что от человека осталось... А так остается все-таки чувство абстракции...

Другие номера издания «Личности»

№ 4/2006
№ 3/2006
№ 2/2006