ГАБИТУС И МАРТОВСКИЙ ЗАЯЦ
Иногда старый анекдот стоит не только вспомнить, но и обдумать.
Знакомятся два психа:
– Позвольте представиться: Александр Македонский. С кем имею честь?..
– Наполеон.
– Удивительное совпадение, два великих человека в одной палате!
– Ошибаетесь, я – торт!
Признаюсь, я не сразу сообразил, что «торт» ведь знает, кто такой Наполеон! Парадоксально, – и все-таки он «торт». И тут я начинаю восхищаться. Не Александром Македонским, а этим кондитерским Коперником духа среди психов. Ведь куда проще и выгоднее подгонять свою «истину» к господствующим понятиям. Такие трансформации и перемены окружают нас все теснее. Истинным повсеместно становится общепринятое. Общество, как тяжело груженая телега, создает такую глубокую колею, что выйти из нее без больших психических потерь невозможно. А всех пока еще дееспособных втягивает, как черная дыра, – без разбора, церемоний и возврата.
У Высоцкого на этот счет очень точно:
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
...
Условья, в общем, в колее
Нормальные.
Никто не стукнет, не притрет –
Не жалуйся.
Желаешь двигаться вперед?
Пожалуйста.
Современное либерально-демократическое общество наиболее полно реализует идею габитуса и конвенции как социальной истины. Не только наиболее полно, но и наиболее неотвратимо. Теперь это важнейшая цель образования. И сегодня, когда каждому доступно знание, накопленное за всю прошедшую историю, поражает, что большинство этих «сверхлюдей» – невежды и дураки. Возможно, это справедливая цена за социальный мир, стабильность и количественный рост человечества.
Конечно, благополучие такого рода подозрительно напоминает благополучие высыхающей лужи. И в итоге весьма редкая особь сможет пережить засуху. Пишу об этом в марте, когда до жаркого лета далеко и природа создает нам условия для развития и перемен. Конечно, есть проблема. Это мартовские зайцы, которые захватили все чашки и все каналы. Но на них и надежда, если они дорастут до того, чтобы выпить чаю с кусочком наполеона.
В итоге вспомнился другой анекдот – мальчик пишет сочинение о своем отце: «Мой папа – самый сильный и храбрый! Он может переплыть самую широкую реку, победить в схватке крокодила, сразиться с любыми бандитами! Он умеет все и пишет маме стихи. Мой папа может все! Но чаще всего ему приходится мыть посуду, стирать белье и выносить мусор».
Юрий Белецкий,
издатель и главный редактор