Личности 56/2013

Елена Бутакова

ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА: «ВСЕ В СВЕТЕ ПОЗАБЫТЬ ХОЧУ Я ДЛЯ ТЕБЯ»

Русский крепостной театр – явление в национальной культуре уникальное, породившее такие таланты, как Михаил Щепкин и Екатерина Семенова. Но прежде них на крепостной сцене блистала актриса и певица Прасковья Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметева, чьей широкой популярности способствовали интригующие обстоятельства ее жизни. Подробности их уже два столетия окутаны тайной, благодаря неизвестной «заботливой руке», изъявшей из семейного архива все сведения о личной жизни графа Николая Петровича Шереметева

Точное место рождения Параши Ковалевой до сих пор не выяснено, но, так или иначе, она появилась на свет в семье крепостного кузнеца графов Шереметевых Ивана Степанова 20 июля 1768 года. По одной из версий, имя девочка получила в честь Параскевы Пятницы, в церкви которой ее окрестили. Часто в биографической литературе Ковалеву-Жемчугову называют еще Кузнецова и даже Горбунова – фамилии, которые произошли от прозвищ ее отца, полученные за профессию и горбатую спину. По натуре не злой человек, Иван Степанов часто запивал и в такие дни «куролесил». Его болезненной жене Варваре приходилось нести на своих плечах и это, и все тяготы домашнего хозяйства. Старшую из их семерых детей, Парашу, с малых лет стали приучать к тяжелой работе, но девочка не была долго ею обременена: в 7 лет ее взяла на воспитание родственница Шереметевых, вдовствующая княгиня Марфа Михайловна Долгорукая. В подмосковном имении Кусково Парашу стали учить хорошим манерам, грамоте, игре на музыкальных инструментах, танцам и пению, а когда обнаружилось ее уникальное вокальное дарование, перевели в кусковскую театральную школу при помещичьем театре. Крепостной театр в России в последней четверти XVIII века получал все большее распространение – по всей империи их насчитывалось около двухсот. Уровень их был самым разным – от представлений, дававшихся по случаю именин барина его кое-как обученными дворовыми людьми, до профессиональных трупп, регулярно выступавших в специально построенных и оборудованных театральных помещениях. Самыми лучшими театральными труппами считались крепостные театры графов Шереметевых, графа А.Р. Воронцова и Н.А. Дурасова, основной репертуар которых составляли оперы и балеты. В то время большое распространение получила комическая опера – порождение эпохи романтизма. Героями произведений такого жанра были обычные люди, буржуа и мещане, чьи радости и горести, представленные на подмостках, теперь занимали аристократов куда больше, чем страсти олимпийских богов и древних царей. В большинстве трупп оперный репертуар составляли произведения преимущественно французских и итальянских композиторов – Андре Гретри, Джованни Паизиелло, Николо Пиччини; из русских были известны Евстигней Фомин и Осип Козловский. Графам Шереметевым принадлежало несколько театров: в Москве на Большой Никольской улице и в подмосковных имениях Останкино и Кусково. В последнем действовали два театра: открытый «Воздушный театр» на 100 мест и «Закрытый театр» на 150 мест. Усадьба Кусково, получившая благодаря графу Петру Борисовичу Шереметеву европейскую известность, поражала современников великолепием дворца и павильонов и чарующей красотой парка.

В отличие от своего воинственного отца-фельдмаршала, сподвижника Петра І, Петр Борисович был типичным вельможей и помещиком. На склоне дней все свое время он посвящал усовершенствованию своих имений, и особенно Кусково. Его стараниями в обширных садах были выкопаны 17 прудов с каналами. По ним плавали гондолы, посреди одного из прудов на островке расположились «древние руины», по берегам были устроены итальянский, швейцарский и голландский домики с убранством, до мелочей воспроизводившим национальные стили. В кусковском парке граф построил павильон «Эрмитаж» для увеселения узкого круга гостей, две оранжереи (Американскую и Большую Каменную) с экзотическими растениями, менажерии (вольеры) для редких водоплавающих птиц. И все эти чудеса, «волшебные сады» Кусково Петр Борисович сделал с 1774 года доступными для москвичей – «прилично одетых» бесплатно допускали сюда по четвергам и воскресеньям. Вся Москва стекалась в эти дни в Кусково, чтобы покататься на лодках и каруселях, послушать роговой оркестр, полюбоваться на «морские парады» и фейерверки. После смерти Петра Борисовича в 1788 году его сын Николай унаследовал и театры, и все богатство – около 800 тысяч десятин земли в разных губерниях и больше 200 тысяч крепостных. На тот момент ему исполнилось 37 лет. Николай воспитывался при дворе и рос вместе с будущим монархом Павлом I. Будучи артистически и музыкально одарен, он с детства выступал в отцовском театре, а в 14 лет «на большом придворном театре» исполнил партию бога Гименея в балете «Ацис и Галатея». В 18 лет он был отправлен отцом за границу и четыре года провел Голландии, в Лейденском университете, и в путешествиях по другим странам Европы. Особый интерес представляло для молодого графа театральное дело – он изучил декорационное, сценическое и балетное искусства. На музыкальных инструментах – фортепиано, скрипке, виолончели – Николай Петрович играл почти профессионально, читал партитуры и мог управлять оркестром. Театр не служил для него дорогостоящим развлечением – он был подлинной страстью. В дальнейшем придворный камергер, предводитель Московского губернского дворянства и на протяжении десяти лет директор Московского Дворянского банка, Николай Петрович Шереметев стал одним из самых влиятельных лиц в империи. И одним из самых просвещенных: он хорошо знал западноевропейскую культуру, собрал библиотеку более чем в 16 000 томов, впитал идеи Вольтера, Дидро и Руссо...

Другие номера издания «Личности»

№ 45/2012
№ 64/2013
№ 63/2013
№ 62/2013
№ 61/2013
№ 60/2013