Личности 70/2014

Юрий Белецкий

ДОБРО И ЗЛО. СЕРЫМ ПО СЕРОМУ.

                                                                                Когда-то Конфуцию задали вопрос:

                                                                               «Правильно ли отвечать добром на зло?»

                                                                                На что он ответил: «Добром нужно

                                                                                отвечать на добро, а на зло нужно отвечать

                                                                                справедливостью».

 

Первый человек не различал Добро и Зло. Более того, Создатель даровал ему вечную жизнь, но способность отличать Добро от Зла посчитал излишней и даже смертельно опасной. И когда Адам и Ева все-таки вкусили плод с древа познания, то очень осерчал и выгнал их из Рая на Землю. Можно предположить, что Создатель в своих делах стремился к совершенству, и когда увидел, что дело необратимо испорчено, то выбросил образец в корзину. И, возможно, навсегда отказался от этого проекта.

Но человек в тяготах ежедневных тревог и забот в числе своих главных ценностей и сейчас видит именно эту способность. А в чем она состоит и когда именно человек в ней нуждается? Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

                                               Крошка сын

                                               к отцу пришел,

                                               и спросила кроха:
                                               – Что такое

                                               хорошо

                                               и что такое
                                               плохо? 
                                               У меня
                                               секретов нет, –
                                               слушайте, детишки, –
                                               папы этого
                                               ответ
                                               помещаю
                                               в книжке.

Советы и сейчас полезные, прочитайте у Маяковского – себе и детям. К сожалению, ответы папы не исчерпывают проблему, которая, видимо, никогда не будет окончательно разрешена ни каждым из нас, ни обществом в целом.

Почему?.. Сначала стоит задать себе несколько вопросов, чтобы определить, почему Создатель так жестко ограничил Человека и сурово оценил проступок.

Может, Всеведущий знал, что задача познания Добра и Зла для Человека непосильна или невозможна? Или что попытки Человека познать Добро и Зло невольно лишат его каких-то вечных качеств и приведут к катастрофе? Что Человек в поисках границ будет бессмысленно уничтожать себя и свою душу? И, наконец, может, этой границы и нет, что рано или поздно Человек решит, что «все дозволено»?

Если оставить на время сакральные источники происхождения нравственности, то, естественно, понятие Добра и Зла кодируется в сознании человека с помощью воспитания, общественных табу и традиций. Возможно, как некоторые полагают, они закладываются биологической природой человека. И, конечно, природной рациональностью и оптимизацией. Например, у многих народов запрещены убийства детей, каннибализм, инцест и содомия. Являются ли эти запреты всеобщими и вечными нравственными законами? На оба вопроса ответ отрицательный.

В эпоху взрывной экспансии научного знания, открытия законов природы и их описания с использованием математических инструментов в очередной раз было переосмыслено знание природы Человека. В 1781 году Иммануил Кант написал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Какая-то чересчур эмоциональная и размытая фраза... Однако почему рациональный и холодный ум Канта выбрал для этой сентенции язык поэта, а не философа? Может, ему захотелось эти «две вещи» поставить рядом как два символа вечности –  неживой (физической) и живой (нравственной) природы?

Два столетия спустя мы уже отказались от вечности и неизменности неживой природы и уже глубже понимаем переменчивость человеческого общества и ценность индивидуальных прав. А главное – естественную подвижность границ «дозволенного» по мере развития общества. Так что от идей Канта в нашем восприятии остается только восхищение, смешанное с непониманием.

Но самое важное и интересное, что не только эволюция общества, знания и культура изменяют нравственные границы. Сейчас мы уже понимаем и «управляемость» этого процесса: имеются и простые рецепты для смещения общественно признанных границ допустимого, и необходимые инструменты. Оказывается, у этих границ всегда наготове стоит подготовленная армия наемников из СМИ, политиков, маркетологов и множества других специалистов, хорошо вооруженная принципами толерантности, свободы и демократии. Поэтому нравственный закон уже не есть результат горького человеческого опыта, озарений и размышлений – это просто продукт политических технологий: лжи, демагогии, лицемерия и пропаганды. Другими словами, ныне Добро и Зло, мораль, нравственность – это специально приготовленный на заказ продукт. Пока по довольно высокой цене.

Дело осталось за малым – субъектом, который будет иметь цель (выгоду) и желание (деньги) взяться за модификацию человека. И тогда общественное мнение, наконец, станет частным, а 2 х 2 = 5. А древнейшее нравственное правило – не делать другим того, чего ты не желаешь себе, – будет звучать иначе: ты всегда желаешь того, что с тобой делают. Можешь утешаться трюизмом, что все остальное, что есть хорошего в жизни, либо незаконно, либо аморально, либо слишком калорийно.

Позволю себе привести еще одну знаменитую цитату, теперь – из Гегеля: «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, а можно только понять. Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек».

Означает ли это, что нравственный закон умер и его не возродить? А ты понимаешь это, как всегда, слишком поздно... Может быть, это и предвидел Создатель, когда отправил Адама и Еву в корзину.

 

Юрий Белецкий

Главный редактор журнала «Личности»

22 мая 2014 года. Киев

Другие номера издания «Личности»

№ 45/2012
№ 76/2014
№ 75/2014
№ 74/2014
№ 73/2014
№ 72/2014