
АЛЬБРЕХТ ФОН ВАЛЛЕНШТЕЙН: «ВОЗНЕСЕННЫЙ ЧЕСТОЛЮБИЕМ И ЧЕСТОЛЮБИЕМ НИЗВЕРЖЕННЫЙ»*
Время, в котором жил этот необычайный человек, было временем жестоких войн. Большую часть жизни Валленштейн провел в походах, поднявшись от командира небольшого отряда до генералиссимуса, главнокомандующего всеми армиями Габсбургской империи.
Одно его имя внушало страх врагам, но погиб он не на поле боя, а пал жертвой интриг и предательства
24 сентября 1583 года на северо-востоке Богемии в замке Гержманиц у Вилема фон Вальдштейна и его супруги Маркиты из Смиржице родился сын, которого назвали Альбрехт Венцель Эусебиус, но второе и третье имя порой произносили и на чешский лад: Венцеслав Евсевий. Семейство это было весьма знатным, хотя ко времени появления на свет нашего героя успело в значительной степени обеднеть.
Родителей будущий полководец лишился рано – к двенадцати годам он остался круглым сиротой. Однако о нем и его сестрах было кому позаботиться: опекуншей Марии Богумилы и Екатерины Анны стала их тетя, Итка фон Вальдштейн, а Альбрехта взял на воспитание дядя, крупный чешский магнат Генрих (Индржих) Славата. Он отвез племянника в свой замок Кошумберг и определил на учение в местную школу «чешских братьев», одного из протестантских религиозно-просветительских объединений. Протестантами были и родители мальчика, и его дядя Генрих Славата, – впрочем, как и большая часть тогдашнего населения Чехии.
Однако в 1598 году, когда Альбрехту исполнилось 15 лет, попечительство над ним взял другой его дядя, Иоанн Кафка из Рикама, фанатичный католик, немедленно переведший юного племянника на учебу в католический иезуитский коллегиум в Оломоуце, а затем отправивший его для дальнейшего обучения в иезуитский гимназиум города Гольдберг в Силезии.
Повинуясь наставлениям своего нового опекуна и иезуитов, Альбрехт отрекся от протестантизма, перешел в католическую веру, а именовать себя стал не Вальдштейн, а Валленштейн. Но надо сказать, что в отличие от многих других людей своего времени, религиозным фанатиком он так и не стал, и к вопросам веры всегда подходил как прагматик.
В Гольдбергском гимназиуме царила строгая дисциплина, учащимся предписывалось придерживаться скромности в быту и одежде, на употребление вина и пива был наложен категорический запрет. В программу было включено не только изучение библии, иностранных языков и трудов известных античных авторов, но и физические упражнения, в частности, обучение плаванию и танцам.
В 1599-м, из-за разразившейся в Силезии эпидемии чумы дядя решил отправить племянника в более безопасные места, и Валленштейн переехал из Гольдберга в город Альтдорф в Германии. Хотя местный университет был сравнительно небольшим, в нем преподавали 15 профессоров, что позволяло получить весьма достойное образование. Но Валленштейн проучился там недолго: вскоре он был исключен за драку и отправился в Италию, где продолжил учиться в университете города Падуи, считавшемся тогда одним из наиболее престижных университетов Европы.
Юноша впитывал знания как губка, однако ученая стезя явно не соответствовала его характеру – как и ранее в Альтдорфе, в Падуе Альбрехт не раз становился участником шумных драк и скандалов.
Валленштейну сравнялось двадцать. Он был весьма привлекательным молодым человеком, рослым и голубоглазым, с чуть рыжеватыми волосами, аккуратными усиками и модной тогда бородкой клинышком. Покинув университет, в 1603 году он стал пажом маркграфа Бургау, племянника императора Фердинанда I, и несколько месяцев провел в замке Амбрас в Тироле. Однако к перспективе сугубо придворной карьеры Валленштейн также быстро утратил интерес, и уже в следующем году вступил в имперскую армию и отправился в Венгрию сражаться против трансильванцев и турок.
Полк чешской пехоты, в который Валленштейна приняли на младшую офицерскую должность, был выдвинут к Дунаю и участвовал в нескольких стычках с турками и отрядами правителя Трансильвании Иштвана Бочкаи.
Теперь он наконец ступил на предназначенную самим провидением стезю: его военная карьера развивалась стремительно, чему немало способствовал и его родственник Адам фон Валленштейн, обершталмейстер двора Рудольфа II Габсбурга, императора Священной Римской империи германской нации.
Уже через два года Альбрехт дослужился до капитана, успев не только отличиться в боях, но и завести весьма полезные связи. Еще более успешно его карьера стала развиваться после заключения в 1609 году выгодного брака со вдовой Лукрецией фон Ландек. Модая женщина была старше своего второго мужа на год (а не на 9 лет, как иногда ошибочно указывают) и владела несколькими крупными поместьями в Моравии общей стоимостью более 400 тысяч гульденов. Брак был, вне всякого сомнения, заключен по расчету, но он устраивал обе стороны – более пяти лет чета прожила в полном согласии. В 1614-м Альбрехт, овдовев, получил по завещанию все имущество жены (но при условии, что в следующий брак он вступит не ранее, чем через 7 лет). Еще через пару месяцев скончался его дядя Иоанн Кафка, завещав племяннику все свои обширные владения. Валленштейн стал одним из богатейших дворян не только Чехии, но всей империи, однако мирной жизни в роскошных поместьях предпочел иное.
В то время в империи разгоралась скрытая, но яростная борьба за власть между императором Рудольфом II и его младшим братом эрцгерцогом Матиасом. Не раз бывая по делам службы как в Праге, где была резиденция императора, так и в Вене, где властвовал в качестве наместника эрцгерцог Матиас, Валленштейн примкнул к сторонникам Матиаса – и не прогадал...
* Так писал впоследствии о Валленштейне Фридрих Шиллер.