
ПЕРИКЛ: ВЛАСТЬ НАРОДА
«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, – говорил он, – мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве [демоса]. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех...»
Это была демократия, основанная на рабском труде – о каких-либо гражданских правах для рабов не могло быть и речи.
Это была демократия, ведомая харизматичным лидером. После Перикла она продержалась недолго – власть ожидаемо захватили олигархи.
И все-таки это была демократия.
Надо же было с чего-то начинать
За несколько дней до родов матери Перикла приснилось, будто она родила льва – так, по крайней мере, утверждал через несколько столетий Плутарх, чье жизнеописание Перикла было одним из самых сильных его сочинений: Плутарху, в отличие от прочих античных историков, явно нравился его герой со всеми его человеческими слабостями. Ребенок появился на свет с несоразмерно большой головой неправильной удлиненной формы: именно поэтому, как сообщал тот же источник, до нас дошли изображения Перикла только в шлеме. Зато античные комедиографы вовсю поиздевались над формой черепа правителя, называя его то «собирателем голов», то «человеком-с-головой-в-виде-луковицы», то «главой подземного царства» – демократия давала простор для творческого маневра.
Точная дата рождения Перикла неизвестна: считается, что родился он в середине 90-х V века до н.э. Его отец, Ксантипп из рода Алкмеонидов, был видным афинским полководцем и политическим деятелем. У них с женой Агаристой было два сына и дочь. Происхождение имени «Перикл» тоже точно не известно; больше в античном мире никого, кроме младшего сына нашего героя, так не звали (возможно, это усеченное Периклимен – тогда этимология восходит к одному из легендарных первых правителей Аттики).
Перикл родился во времена, переломные для Греции и в экономическом, и в политическом, и в военном смыслах. Бурно развивались товарно-денежные отношения, ремесла и торговля, тирания по восточному образцу как способ правления эллинских полисов становилась все менее популярной. В VI веке до н.э. в Афинах в результате реформ Солона возникла первая античная демократия; впрочем, после его смерти к власти снова пришел тиран – прапрадед нашего героя Писистрат. Молодой Перикл, согласно Плутарху, «собою казался похожим» на предка, чем «наводил страх на очень старых людей».
В результате нескольких переворотов демократия в полисе была восстановлена. Афиняне приняли новый закон, согласно которому архонтов избирали из числа представителей аристократии не голосованием, как при Солоне, а жребием; зато афиняне могли по собственной воле изгнать любого правителя, подвергнув его остракизму. Правда, из способа противостояния тирании эта превентивная мера быстро превратилась в инструмент сведения политических счетов.
Детство Перикла совпало с началом масштабных греко-персидских войн. Греки все чаще восставали против владычества персов, и персидский царь Дарий двинул на Элладу войска; после смерти правителя войну продолжил его сын Ксеркс. В 494 году до н.э. (по одной из версий, это год рождения Перикла) в битве близ Милета был потоплен греческий флот. А в 490-м греческая армия, несмотря на почти десятикратное, согласно Геродоту (конечно, он мог и преувеличивать), численное превосходство персов, победила в Марафонской битве.
Война выдвинула на первые роли в Афинах двух полководцев: Аристида и Фемистокла, борьбой между которыми ознаменовались восьмидесятые годы V века до н.э. Ксантипп, отец Перикла, сначала выступал на стороне Фемистокла, представлявшего «партию войны», но затем разошелся с ним во взглядах. В 485 году в результате интриг Ксантипп был подвергнут остракизму.
Периклу было около десяти лет, когда его отца изгнали из Афин. Агариста с детьми осталась в городе. Через пять лет, когда после поражения при Фермопилах войска Ксеркса вторглись в Элладу, семья Перикла бежала из города, оставленного врагу.
Известно, что афинских женщин и детей эвакуировали на острова Эгину и Саламин, а также в город Трезены, жители которого не только давали кров беженцам, но и организовали обучение афинских детей, пока те не вернулись в разрушенный город после победоносной битвы при Саламине.
Юный Перикл как отпрыск аристократического рода до шестнадцати лет должен был посещать мусическую школу, где учили наукам и искусствам, находящимся в ведении муз. Также он занимался физическими упражнениями в палестре, где эллинские подростки совершенствовали свою физическую форму и оттачивали военные навыки, а став эфебом (юношей), скорее всего, учился в гимнасии, где давали высшее образование, доступное немногим.
Плутарх называет имена его учителей: музыки – Дамон и Пифоклид, философии – Анаксагор и Зенон Элейский. Именно у Анаксагора, по словам биографа, Перикл научился сохранять невозмутимость в любой ситуации – вывести его из себя не мог никто.
Исследователи ставят имена наставников Перикла под сомнение: упомянутые философы были не только его современниками, но и ровесниками, принадлежа к одному с ним поколению.
В 480 году до н.э., после победы при Саламине, отец Перикла Ксантипп и его изгнанный еще раньше брат Мегакл досрочно вернулись в Афины и вышли на политическую арену в составе оппозиции Фемистоклу, возглавляемой Аристидом. Одним из видных деятелей этой партии был командующий греческим флотом Филаид Кимон. В его окружении был замечен молодой Перикл. По-видимому, на тот момент он уже успел и сам поучаствовать в военных действиях – совершеннолетие и призывной возраст в Афинах наступали с восемнадцати лет. Но этого юношу интересовала не только война.
В 474-м или 473 году до н.э. умер или погиб (точно неизвестно) Ксантипп, и его молодой сын унаследовал обязанности хорега, организатора городских зрелищ. Общественно-политическая деятельность в древних Афинах дохода не приносила.